Чтобы улучшить работу сайта, мы используем cookie. Продолжая использовать сайт, Вы выражаете согласие на обработку файлов cookie. Вы можете изменить настройки в браузере.
Для партнеров
Хотите работать с COMETAL?
Станьте партнером, и вы сможете выбрать любые заказы.
Открытые заявки42
Стать партнером просто
Мы помогаем получать больше целевых заказов, загружать производственные мощности и увеличивать прибыль более 280 зарегистрированным партнерам в области изготовления продукции из металла.
Как стать партнером

Фланец трубопровода: что это такое, для чего нужен и какие бывают виды

Первые паровые машины появились в промышленности к началу XVIII столетия. Конструкция предусматривала трубы, а следовательно — надёжную их фиксацию между собой и с другими компонентами. Тогда инженеры и начали использовать примитивные модели фланцев. Но основная «карьера» этих деталей началась с эпохой трубопроводов. 

Сейчас они служат для герметичной стыковки труб и подключения к ним измерительных приборов, арматуры, самого различного оборудования: в зависимости от конкретной задачи трубопровода. Конструкция их проста, следовательно — никаких проблем не возникает не только в процессе монтажа, но и при последующей разборке. Фланец может быть выполнен в форме круга, квадрата или иметь более сложную конфигурацию. Для крепления потребуются болты, винты либо шпильки — в конструкции любого фланца выполнены под них отверстия. 

Как изготавливают стальные фланцы

Метод производства определяется в зависимости от размера и типа детали с учётом конкретного назначения. Основные способы производства:

  1. Штамповка под высоким давлением — на листовую сталь воздействует пресс, создавая фланец заданной конфигурации.
  2. Литьё — этим методом возможно изготавливать детали различной формы и параметров. Существует несколько вариантов литья, включая песчаное и ковочное.
  3. Сварка — такой способ используется, когда нужно изготовить фланцы по индивидуальному эскизу: с особыми требованиями или нестандартной конфигурацией.
  4. Работа с заготовками на станках ЧПУ. Это может быть токарное, сверлильное, фрезерное оборудование.
  5. Может применяться резка металлопроката, термическая обработка.

Чугунные детали, как правило, изготавливают методом литья. На станках возможна обработка только ковкого чугуна — остальные его марки слишком хрупки. 

Основные варианты фланцев

Основные модели по способу соединения с трубой

Тип фланца

Способ крепления

Где используется

Плоский

Диск с отверстием, диаметр = внешнему диаметру трубы, к которой он приваривается с одной стороны. Предназначен для стационарного использования.

  • В коммунальном хозяйстве; 
  • при транспортировке веществ под высоким и средним давлением;
  • в газопроводах низкого и среднего давления.

Приварной

Фиксация при помощи сварки.

  • Нефтегазовая и химическая отрасли;
  • энергетика;
  • магистральные трубопроводы.

Воротниковый — модификация приварного

Также сварка.

Те же сферы применения, но предназначен для участков с высоким давлением.

Резьбовой

Фиксация к трубе с помощью резьбового соединения.

Используется там, где сварка опасна из-за вероятности возгорания или при высоком давлении среды.

Накидной (свободный) 

Аналогичны по конструкции и другие элементы с разными способами крепления:

  • на приварном кольце — это оптимальный вариант в ситуациях, когда требуется регулярно выполнять демонтаж конструкции;
  • на отбортовке;
  • на хомуте под приварку.

В системах низкого давления, включая отопительные и вентиляционные. 


Внимание: необходимо учитывать температурный режим, для большинства моделей существуют ограничения.

Специальные фланцы

Применяются на участках с экстремальными показателями температуры или давления. Основные типы специальных моделей:

  1. Расширительный — для подключения насосов, компрессоров, клапанов. Задача — увеличить диаметр трубы.
  2. Переходной — для стыковки двух труб различного диаметра. Модификации — резьбовой, накидной, с приваренной горловиной.
  3. Выпускной или диафрагменный — устанавливается там, где требуется выполнять измерение расхода транспортируемой среды — газа или жидкости.
  4. Нипофланец — обеспечивает ответвление трубопровода под углом 90 градусов, рассчитан на системы под высокое давление.
  5. С удлинённым воротником — выполняет функцию насадки в теплообменнике или сосудах под высоким давлением.

Конструкция специального фланца может быть ориентирована на нестандартные параметры труб и оборудования, её может дополнять усиленный вариант уплотнителя.

Материал фланца и прокладки

Существуют модификации, выполненные из серого, ковкого либо высокопрочного чугуна. Но на практике используются чаще стальные фланцы, точный выбор вида стали зависит от назначения детали:

  1. Самый востребованный материал — углеродистая сталь. Такие фланцы используются и для монтажа трубопроводов, и в коммунальном хозяйстве. Температура рабочей среды — от -30 °C до +475 °C.
  2. Нержавеющая сталь — вариант для самых ответственных задач. Может без проблем применяться при транспортировке кислот и щелочей — поэтому такие фланцы востребованы не только в нефтяной промышленности, но и в химической отрасли и фармацевтике. Диапазон температур -80 °C — +600 °C.
  3. Низколегированная сталь применяется для фланцев, обеспечивающих герметичность нефте- и газопроводов. Рабочие температуры — от-70 °C до +475 °C.
Возможны и другие материалы, хотя и используются значительно реже. Для несложных задач практически на бытовом уровне допустимо исполнение из пластика. Естественно, здесь не может быть речи ни о высокой температуре, ни о давлении и тем более агрессивных веществах. Используются и фланцы из латуни, алюминия и бронзы.

Следующий вариант для работы в сложных условиях — дополнительная обработка внутренней поверхности фланца: она обеспечивает устойчивость к химическим реакциям и повышенным температурам в течение длительного срока эксплуатации. Может быть выполнена оцинковка или нанесено антиррозионное покрытие для длительной эксплуатации в агрессивной среде. Если требуется обеспечить максимальную герметичность, проводится обработка под паронит.

Различный материал используется и для прокладок — они помогают обеспечивать герметичность конструкции. Основные варианты прокладок:

  • металлические — из стали либо меди, основное правило: твёрдость металла прокладки должна быть ниже, чем твёрдость самого фланца;
  • неметаллические — и здесь вариантов множество: от резины до фторопласта;
  • комби — сочетают металлический элемент и пластик.

Существует и ещё один показатель — характеристика геометрии. Согласно нормативам возможны несколько вариантов исполнения фланцев, основные из них:

  1. Под прокладку с овальным сечением (со специальной канавкой).
  2. С пазом.
  3. С выступающим шипом.
  4. С соединительным выступом.
  5. Со скошенным выступом.
  6. С впадиной.
  7. Под линзовую прокладку.

Пазы и шипы возможно применять при работе со сложным транспортируемым веществом, включая коррозионные, взрывоопасные, ядовитые среды. Выступы и впадины ориентированы на давление, не превышающее 1,6 МПа, в то время как пазы и шипы могу справляться с давлением до 6,4 МПа. Плоские фланцы обычно рассчитаны на рабочее давление в диапазоне 0,1 — 2,5 МПа.

Как определить размер нужного фланца

Конструкция фланца

Ничего сложного в этой детали нет, она выглядит значительно проще, чем обычные грувлочные фитинги, но при этом в конструкции нескольких компонентов. Из чего состоит большинство моделей:

1. Поверхность — она соединяется либо с участком трубы, либо с оборудованием, либо с другим фланцем. Бывает плоской, кольцевой, приподнятой.

2. Уплотнитель. Заполняет зазоры, предотвращая протечки. Находится между двумя фланцевыми поверхностями. Материал выбирается по характеристикам транспортируемой среды (её давлению и температуре). Это может быть металл, графит, асбестокартон или резина. Внимание: требуется не только выбор качественного уплотнителя, но и его грамотный монтаж, только надёжное крепление позволит выдерживать температурные расширения и нагрузки, сохраняя герметичность конструкции.

3. Корпус. Именно эта часть детали фиксируется на оборудовании, аппаратуре или трубе.

4. Шейка (ступица). Предусмотрена не во всех модификациях. Её задача — увеличить прочность. На практике чаще всего встречается в приварных деталях, ориентированных на работы с повышенным давлением.

5. Отверстия для крепежа. Располагаются по краю.

Крепёжные элементы (например, болты, шпильки, гайки) изготавливают из того же материала, что и сам фланец.

Характеристики фланцев в соответствии с ГОСТом отражаются в маркировке деталей, указываются основные параметры:

  • диаметр;
  • материал;
  • тип соединения;
  • предельное давление, которое выдержит фланец;
  • дата производства;
  • серийный номер.

В начале маркировки должен быть обозначен номер ГОСТа, подтверждающий соответствие стандартам. Маркировка может включать и дополнительную информацию с учётом конкретной модели и спецификации детали.

Заключение