Вклад Луиджи Гальвани в электрохимию

Первые шаги электрохимии

Дом, в котором родился Луиджи Гальвани, и сегодня можно увидеть в центре Болоньи. В его честь названа площадь перед университетом, лицей и даже кратер на обратной стороне Луны. Однако в последние годы жизни учёного выставили из Болонского университета по политическим причинам — за отказ принести присягу наполеоновским сателлитам он был лишён должности руководителя кафедры и вскоре умер.

В прежние столетия узкая научная специализация была редкостью. Поэтому для большинства талантливых людей было совершенно обычным делом заниматься не связанными друг с другом науками. Гальвани изучал богословие и медицину, философию и анатомию. Основная карьера в университете Болоньи охватывала несколько направлений медицины, в частности, строение человеческих костей.

Медицина уступает место физике

Занятия теорией и практикой физиологии привели к открытиям в новой сфере — электрической индукции. Косвенно исследования Гальвани были использованы в литературе — именно наблюдения за "животным" электричеством легли в сюжет книг о Франкенштейне. Точнее, эта писательская фантазия возникла в результате опытов, придуманных племянником Гальвани. На основе теорий своего дяди Дж.Альдини проводил эксперименты с трупами казнённых преступников, которые «оживали» и двигались на глазах изумлённой публики. Впрочем, Альдини превратил эти процессы в шоу, популярное во многих государствах Европы.

Связь между физиологическими процессами и электрическими импульсами была зафиксирована Гальвани во время препарирования лягушки. Впоследствии эту теорию развил Алессандро Вольта. Научные разногласия между двумя учёными не помешали успехам новой науки. Именно Вольта впервые ввёл в физический глоссарий термины, связанные с именем Гальвани. Споры между ними были вызваны различным подходом — один был в первую очередь медиком, а другой — физиком. Открытия возникли не на пустом месте — первые шаги в изучении электричества приходятся примерно на один и тот же период в самых разных странах.

Изучая эксперименты Гальвани, споря с некоторыми его выводами, Вольта создал первый в истории аккумулятор. Естественно, такого названия ещё не существовало. Но именно гальванический элемент положил начало для создания современных накопителей энергии. Несмотря на конструктивные различия, все источники питания действуют по единому принципу, обнаруженному Гальвани и усовершенствованному Вольта. Кстати, имя Вольта тоже можно найти на Лунном глобусе — но уже не на обратной, а на видимой стороне.

В середине восемнадцатого столетия проводились эксперименты с электричеством и на другом конце света — в Северной Америке, тогда ещё зависимой от Великобритании. Бенджамин Франклин впервые обнаружил, что заряды могут быть положительными и отрицательными. Гальвани, как и Франклин, изучал атмосферное электричество — теперь молния уже не казалась такой загадочной и даже "участвовала" в некоторых экспериментах. Для получения природного разряда Гальвани соорудил специальный громоотвод. Впрочем, эти опыты были достаточно рискованными, и понадобилось изрядное везение, чтобы использование сил природы не привело к трагедии.

Долгий путь проб и ошибок

Толчком для новых исследований послужило открытие разности потенциалов. Гальвани обнаружил это явление при изучении контактов различных металлов и электролитов. Гальвани работал со всеми известными источниками электрического разряда — даже со скатами. Один из видов этой уникальной рыбы получил его имя — Торпедо Гальвани. Он объединил явления, о сходстве которых задумывались многие, но не занимались систематизацией:

  • атмосферное электричество;
  • возможность получить заряд при трении предметов;
  • живые существа, способные создавать разряд — скаты и угри.