История травления: искусство художественной гравировки и обработка ржавых деталей

Травление металла — технология, немного напоминающая удаление у человека татуировки. Сфера применения огромна — от обработки металлоизделий до создания предметов искусства. Эрудированный человек вспомнит, что Рембрандт, Блейк и Дюрер создавали офорты, используя травление металлических пластин. Сюжет рисунка автор и зритель могут воспринимать по-разному, а вот с технической точки зрения художественное травление является таким же строгим алгоритмом, как и работа с ржавой металлической пластиной.

Методы травления

При всём разнообразии технологий методы травления разделены на три категории:

  • Химический — при воздействии кислоты (H₂SO₄, HNOз, HCl) и щёлочи. Именно этот способ применяется для удаления окалины или ржавчины.
  • Электролитический — в этом случае пластина (на которой мы хотим создать рисунок) погружается в электролит.
  • Ионно-плазменный — поверхность металла подвергается воздействию инертных газов, исключая их химическое взаимодействие с обрабатываемым металлом. Используется и другое название этого метода — сухое травление. Такой способ позволяет выполнять насечки и пазы с точностью порядка 10 нм. Безусловно, этот метод не для домашнего использования, основное его применение — микроэлектроника.
Обрабатываемые металлы Травители и реактивы для обработки
Углеродистая сталь
  • Р-р HCl 10–20%-ный
  • H₂SO₄ 8–20%-ный р-р
Нержавеющая сталь
  • 12%-ной HCl
  • 1%-ной HNO₃.

Обработка 20%-ным раствором HCl и 20–40%-ным HNO₃.

Нержавеющая сталь (толстый слой окалины)

75–85%-ный р-р NaOH плюс 20–25%-ный NaNO₃.

15–20%-ный р-р HNO₃ для удаления оксидов.

Медь Обработка перекисью водорода, H2CrO4 и солями (CuCl2, FeCl3, NH4)
Титан NaOH, раствор HF либо H₂SO₄ плюс HNO₃
Алюминий

10–20%-ная щёлочь.

Дополнительно — NaCl и NaF для равномерного процесса.

Домашнее травление

В домашних условиях используется химический метод, реже — электрохимическая технология. Чаще всего кустарное производство — это обработка ножей, охотничьих и декоративных. Здесь могут пригодиться орнаменты тульских оружейников: переплетённые лентами розы, эмблемы, знамёна. Очень интересны и узоры, традиционные для мастеров Златоуста. Специалисты высокого класса наносят рисунки не только на холодное оружие, но и на церковную утварь, не говоря уже о разнообразных предметах быта:

  • подносы;
  • подстаканники;
  • столовые приборы.

Безусловно, обычному мастеру вряд ли удастся повторить профессиональные узоры: для этого требуется не только обширный опыт и специальный инструмент, но в большинстве случаев индивидуальные эскизы художников. А вот стандартные рисунки выполняют многие рукодельники. Что потребуется мастеру:

  • Обезжиривающий реагент для подготовки поверхности.
  • Кислота.
  • Неметаллическая ёмкость, материал которой инертен к используемым химикатам.
  • Средства для непосредственной прорисовки эскиза (скотч, трафарет, лак, грунтовка).
  • При электрохимической обработке дополнительно нужно приготовить:
    • поваренную соль;
    • маломощный аккумулятор на 5-12 Вольт;
    • соединительные провода

Внимание: при использовании трафарета (особенно, если речь идёт о надписи) не забывайте: изображение будет зеркальным.

Для нанесения изображения необходимо защитить участки металла с помощью материалов, которые не вступают в химическую реакцию с реагентами, используемыми для травления. Большинство мастеров применяет для защиты поверхности маскирующий лак, но домашние умельцы используют крайне широкий арсенал — от скотча до маникюрного лака.

Затем на поверхность наносится травильный грунт. Следующий этап — создать рисунок, используя стилусы, иглы, специальный инструментарий. При помощи травления можно выполнять и очень тонкую работу:

  • украшать высококачественное стекло;
  • наносить узоры на оружие;
  • обрабатывать ювелирные изделия.

В этих случаях травильная жидкость подбирается мастером индивидуально — для обработки фарфора или серебра, латуни или камня требуются абсолютно различные вещества. Основной алгоритм:

  • изделие покрывается лаком или грунтовкой;
  • пауза до полного высыхания нанесённого слоя;
  • нанесение контура (можно использовать гелевую ручку или очень тонкий маркер);
  • острым концом латунного или медного прутка прочерчивают на грунтовке контуры изображения;
  • при необходимости придают различную глубину участкам рисунка, тогда травление выполняют в несколько этапов.